+7 495 642-83-60 Заказать консультацию

Ваш ID:

Категории
Фабрики
Дизайнеры мебели
Товары

#МебельвИскусстве — живописные интерьеры и предметы мебели в произведениях великих художников

На своих страничках в социальных сетях мы ведем специальную рубрику под хэштэгом #МебельвИскусстве, где рассказываем о произведениях искусства разных направлений, на которых так или иначе изображены предметы мебели. Интерьеры, представленные на картинах, часто таят в себе скрытые смыслы и аллегории, они призваны выявить идею художника, объяснить характер персонажей, рассказать нам об особенностях быта. Изображение мебели в работах художников нередко наполнено глубокой символикой и олицетворяет переживания автора.

#МебельвИскусстве — живописные интерьеры и предметы мебели в произведениях великих художников

1. Ян Вермеер — «Мастерская художника» (1667)

Сложно устроенное замкнутое пространство, наполненное почти осязаемыми предметами, — любимая тема живописца Яна Вермеера. Стул на переднем плане, наборный пол из шиферных и мраморных плит, поверхность стола, человеческие фигуры среди мебели, расставленной в продуманном беспорядке, — все это есть в целом ряде его работ. Источник света скрыт за тяжелым тканым занавесом. Вермеер превращает световые блики в мелкие брызги, напоминающие жемчужины. Особенно эффектно смотрится этот прием на складках занавеса, великолепной люстре с двуглавым орлом и шляпках гвоздей, украсивших громоздкий стул на первом плане.

Стул, выдвинутый вперед к зрителю, приглашает расположиться на этой сцене с тщательно подобранными декорациями, но так, чтобы не нарушить сосредоточенного покоя художника и модели.

Здесь изображен голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся «ключами» к пониманию замысла художника. Так, занавес на переднем плане как бы говорит о постановочности, условности сцены, а маска, лежащая на столе, добавляет театральности.

2. Говард Ходжкин — «Комната с креслом» (1969)

Прославившись своими динамичными цветовыми решениями, Говард Ходжкин создает одновременно метафорические и абстрактные произведения, которые он сам описывал как «картины, отражающие эмоциональные состояния».

Эта работа была создана в период, когда художник переходил к более мягким, подвижным техникам нанесения краски. Блеклые формы наводят на мысль о каком-то месте, воспоминании, глубоком размышлении о привычках человека, почти неосязаемых.

По словам автора, эта картина встает на защиту воспоминаний, подчеркивая их зыбкость и побуждая достать из глубин сознания собственные переживания, предаться ностальгии.

Зрители задаются вопросом, что же предстало перед их глазами: то ли реальный узор цветов и форм, то ли комната с креслом, плинтусом, окном и яркой стеной, то ли образ человеческого присутствия и привычек.

3. Винсент Ван Гог — «Кресло Гогена» и «Стул Винсента с трубкой» (1888)

«Кресло Гогена» — картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога. Она была написана в ноябре 1888 года в Арле. Ван Гог хотел показать, что именно такие пустые стулья часто служат персонификацией владельцев. Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена». Символически Ван Гог желал передать через эти полотна то, насколько у двух художников были разные характеры.

Обе картины изображают мотив отсутствия, ярко отражающий ту жизненную ситуацию, в которой оказался Ван Гог. Стул Ван Гога из недорогого дерева, на нем лежат трубка и маленький мешочек для табака, его скромность контрастирует с искусно сделанным стулом Гогена, со свечой и книгой на сиденьи, которые могут означать честолюбие. На этих полотнах Винсент Ван Гог представил стул и кресло как место человека. Неживое как символ живого, но ушедшего.

4. Роберт Раушенберг — «Кровать» (1956)

Раушенберг стоял у истоков такого явления, как стиль поп-арт. Здесь в качестве объектов искусства и их элементов использовались заурядные бытовые предметы. В рамках «комбинированных картин» художник объединял самые прозаические вещи, превращая их в объекты искусства.

Одна из самых известных «комбинированных картин» носит название «Кровать», она была создана в 1956 году. Картина представляла собой пружинный матрас художника, поставленный вертикально и основательно измазанный краской, что было характерно для абстрактного экспрессионизма.

Этот стиль был первым национальным американским течением мирового уровня, поэтому имел для местных авангардистов сакральный оттенок. Здесь же техника абстрактного экспрессионизма была употреблена с большой долей иронии при нанесении густого слоя краски на обычный матрас, внезапно оказавшийся произведением искусства.

5. Сальвадор Дали — «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» (1935)

Это одна из «шуточных» работ Сальвадора Дали, написанная гуашью на газетной бумаге. Софа — в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Форма этого дивана имела впоследствии свою отдельную историю и стала культовой в мире интерьера. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих дверь в комнату, глаза в виде картин, а нос — камин, на котором стоят часы.

Интересно, что вариант этой картины был перенесён в реальность. Через сорок лет образ странной комнаты с точностью воссоздал в своем театре-музее в городе Фигерас Оскар Тускетс.

6. Рене Магритт — «Пронзенное время» (1938)

В безмолвную, скудно обставленную комнату c деревянной обшивкой, из камина врывается паровоз, выдыхая дым обратно в камин. В зеркале отражаются часы и один из подсвечников (второй же не имеет отражения).

Противоречивые плоскости, неожиданные наложения и нелогичные расстановки демонстрируют взгляд автора на абсурдность и двойственность существования. Реалистичный стиль Магритта, с точными и твердыми определениями вместо мягких тональных контрастов, подчеркивает эффект игры иллюзии и реальности.

В «Пронзенном времени» прослеживается мысль о том, что каким бы реалистичным ни было изображение, оно было и навсегда останется лишь изображением.

7. Константин Коровин — «Девушка у окна» (1910)

Для творчества Коровина характерна свободная живописная манера с динамичной, пульсирующей игрой мазков, яркостью цветов и свежестью колорита. Мастер очень внимателен к эффектам освещения: мы будто чувствуем, как из окна дует свежий ветерок, а тени от листвы игриво пляшут по всей комнате.

Главная героиня картины, возможно, кого-то с нетерпением ждет, прислонившись к столу. Мы можем представить, как она сидела до этого на стуле, занимаясь рукоделием или читая французский роман. Мягкий стул с подлокотниками «приглашает» зрителя присесть и очутиться в этой комнате, пронизанной теплом и солнечным светом.

Сейчас картина «Девушка у окна» находится в постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма в Москве.

8. Татьяна Яблонская — «Утро» (1954)

На картине показана легкая и непринужденная обстановка советских будней в обыкновенном доме. Картина Яблонской «Утро» привлекает своей естественностью и непринужденностью, движения девочки просты, но в то же время изысканы, и к ней с первого взгляда возникает огромная симпатия. «Утро» — гимн молодости, радости в предвкушении чего-то нового и удивительного.

За окном еще клубится ночной туман, сквозь распахнутые створки балконных дверей в комнату проникает прохлада, а лучи утреннего солнца ярко освещают интерьер. На круглом обеденном столе, покрытом скатертью с морским узором, разложен завтрак: кувшин с молоком, свежий хлеб и масло. Судя по убранству, можно предположить, что в квартире живут люди искусства — на висящей керамической тарелке узор повторяет тот, что изображен на кувшине.

Комната довольно просторная, но в ней лишь необходимая мебель. На добротной деревянной кровати теплое одеяло, заправленное в белоснежный пододеяльник. Форма сложена на венском стуле, а красный пионерский галстук повешен на его спинку, чтобы не помяться. Нет ни занавесок, ни портьер, на деревянных полах нет ковров. Стены скромно побелены в желтый цвет. Комнату украшает обилие света, живые вьющиеся цветы, красиво обрамляющие высокие окна.

Девочка, изображенная здесь, — это дочь художницы, а комната — квартира на улице Красноармейской, находящейся в центре Киева. Интересно, что картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Елена во время учёбы на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились.

Статьи про идеи для интерьера

Дизайн мини-кухни в башне с часами

Вы до сих пор думаете, что в высоких башнях с часами могут жить только заколдованные принцессы или волшебники? А вот и нет!

Дизайн маленькой кухни: иллюзия простора

Какая хозяйка не мечтает о просторной кухне? Однако зачастую приходится довольствоваться тем, что есть, и по максимуму использовать пространство, реально и визуально увеличивая небольшую площадь маленькой кухни.
Для этого у дизайнеров есть свои хитрости (и реальные и визуальные), которые стоит взять на заметку.

Стеклянный стол: яркий акцент в интерьере кухни

Наверное, ни один из предметов кухонного гарнитура не вызывает столько противоречивых споров как стеклянный стол.
Но что бы ни говорили, он становится все более популярным в оформлении кухни или столовой.

Кухня и гостиная. Секреты объединения

О просторной квартире или большом загородном доме мечтает каждый. И так обидно, если все остается только в мечтах.

Кухня в стиле лофт

Интерьер в стиле лофт – открытый, без четкого разграничения на функциональные зоны. Кухня в нем образует единое жилое пространство с остальными помещениями.