Наото Фукасава: «Успех — это создание чего-то, что приносит людям радость»
Наото Фукасава — один из самых влиятельных дизайнеров современности, чьи принципы глубоко повлияли на промышленный и интерьерный дизайн. Его философия показывает, как простые формы и интуитивные решения способны менять повседневность к лучшему.
Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) родился в 1956 году в префектуре Яманаси, Япония. В 1980 году он окончил факультет дизайна продукции Университета искусств Тама, после чего до 1988 года работал дизайнером в компании Seiko Epson. В 1989 году Фукасава переехал в США, где продолжил профессиональное развитие, а спустя несколько лет вернулся в Японию и в 2003 году основал студию Naoto Fukasawa Design в Токио.
Сегодня он сотрудничает с ведущими мировыми брендами — Vitra, Alessi, Boffi, Driade, Danese, Artemide, Magis, B&B Italia, Serralunga и Glas. Фукасава известен своим минималистским и органичным подходом: его предметы просты по форме, но продуманы до мелочей. Он получил звание Hon RDI (Почётный королевский дизайнер для промышленности) от Королевского общества искусств, а также более 50 международных наград, включая IDEA Gold Award (США), D&AD Gold Award (Великобритания) и Mainichi Design Award (Япония).
Диапазон его творчества впечатляет: от часов, CD-плееров и очков до мебели и собственного L-образного дома-студии. Во всех этих проектах прослеживается главная идея Фукасавы: дизайн успешен тогда, когда он настолько естественен и удобен, что его почти не замечаешь.
Уют по формуле Фукасавы
В кресле Cinnamon Наото Фукасава объединяет форму, функциональность и ощущение уюта. Его плавные, обволакивающие линии словно приглашают отдохнуть.
«Вдохновением для создания кресла Cinnamon послужило ощущение, будто тебя обнимают мягкие объятия, или будто ты плывешь на надувном круге, а твои руки скользят по поверхности воды. Простая, но уютная форма, в которой тело чувствует себя комфортно», — так описал свой творческий процесс Наото Фукасава.
На фото: изготовленный с тщательным вниманием к деталям, Molteni&C Cinnamon обит эластичной тканью, которая прекрасно облегает закруглённую конструкцию.
На первый взгляд простое, кресло отличается сложной конструкцией. U-образное основание точно повторяет периметр корпуса, а выпуклое сиденье обеспечивает анатомический комфорт. Особое внимание уделено деталям: швы практически незаметны, благодаря чему силуэт выглядит цельным и изысканным.
Универсальный характер Cinnamon позволяет вписать его в разные сценарии: от гостиной до спальни или кабинета. Оно создаёт ощущение защищённости и спокойствия, сохраняя при этом лёгкость и пластичность формы — ту самую «естественность без усилий», за которую Фукасава известен во всём мире.
«Кресло — это как толстый пёс или милый слоник, то есть друг, который всегда рядом. У него есть характер, у него есть душа, и это очень важно», — признаётся автор.
На фото: Molteni&C Cinnamon сочетает гармоничную форму, максимальный комфорт и бесподобное внимание к деталям.
Siena — архитектура комфорта
С первого взгляда кровать Siena поражает своей визуальной лёгкостью. Её выступающая основа очерчивает периметр конструкции, создавая ощущение парения над полом. Задняя часть основания превращается в удобную поверхность для книг и аксессуаров, подчёркивая практичность формы.
На фото: кровать в азиатском стиле B&B Siena.
Наклонная спинка обеспечивает естественное положение для отдыха и чтения, а продуманная геометрия делает модель выразительной со всех сторон. Благодаря безупречным пропорциям и аккуратным деталям Siena одинаково эффектно смотрится как у стены, так и в центре спальни.
На фото: в чистоте линий и балансе пропорций B&B Siena легко угадывается японская эстетика — спокойная и функциональная.
Shelf X — геометрия невидимого
Однородный белый Corian®, тонкие плоскости и строгие геометрические линии превращают книжный шкаф Shelf X в архитектурный акцент. Он придаёт интерьеру ощущение упорядоченности, оставаясь при этом почти невидимым. Коллекция представлена в четырёх размерах: один вариант предназначен для настенного монтажа, а три других могут быть установлены свободно, даже в центре комнаты — в роли перегородки или ширмы. Такая гибкость делает Shelf X универсальным решением для современных пространств:
На фото: книжный шкаф B&B Shelf X.
Японская сдержанность Papilio
Коллекция Papilio для B&B Italia, изначально созданная как серия кресел с мягкой, скульптурной линией, со временем превратилась в целое семейство моделей — от просторного Grande Papilio до компактного Piccola Papilio и изящной кровати Papilio Bed.
В чистоте линий и точности пропорций легко читается японская сдержанность, переосмысленная через язык итальянского мастерства. Самая узнаваемая модель — Grande Papilio — заново определяет понятие кресла для чтения, превращая его в архитектурный объект с плавными изгибами и поворотным основанием.
На фото: современное кресло B&B Grande Papilio. Спинка, отличающаяся видимой застёжкой-молнией, позволяет снять чехол. Кресло оснащено поворотной системой и может быть дополнено пуфиком.
Фукасава соединил эстетику минимализма с тактильным комфортом, создав серию, которая остаётся актуальной вне времени:
На фото: все предметы B&B Papilio объединяет узнаваемый обволакивающий силуэт. Конструкции сочетают прочность и визуальную лёгкость, а обивка из ткани или кожи подчёркивает эргономику и качество исполнения.
«Зелёный» дизайн Ayana
Ayana — коллекция уличной мебели с восточным акцентом, созданная Наото Фукасавой для B&B Italia. Её отличает инновационная конструкция из твёрдого тика с сертификатом FSC®, соединённая с технологичными материалами: подушки из формованного полиуретана, чехлы из водоотталкивающего полиэфирного волокна и полностью съёмная водонепроницаемая обивка.
Диван Ayana можно разместить как на террасе, так и в центре гостиной — благодаря продуманной структуре, где каждая деталь эстетически завершена со всех сторон. Спинка, напоминающая спортивную шведскую стенку, становится выразительным конструктивным элементом, придавая коллекции скульптурность.
На фото: тёплый минимализм, природная текстура дерева и продуманная функциональность делают B&B Ayana примером того, как современный дизайн может быть экологичным, технологичным и по-японски сдержанным одновременно.
На фото: садовый стол B&B Ayana, который выделяется своей овальной столешницей из серпентина, типичного камня Альп. Опорная конструкция из натурального тика выглядит лёгкой, но на самом деле она чрезвычайно прочная: способа противостоять погодным условиям и выдерживать тяжесть столешницы.
Глубокие сиденья и высокие спинки, вдохновлённые традициями Юго-Восточной Азии, создают ощущение простора и комфорта. При этом подлокотники различаются по высоте у кресла и дивана, обеспечивая идеальную эргономику:
На фото: диван для улицы B&B Ayana и садовое кресло B&B Ayana. Философия проекта соответствует духу «зелёного» дизайна: все материалы можно разделить и переработать после окончания жизненного цикла мебели.
Déjà-vu — воплощение концепции Super Normal
«Мода может быть хорошей, но инструмент не должен быть вычурным, он должен быть обычным».
Иногда простота — результат долгого процесса поиска и совершенствования. Именно так появилась коллекция Déjà-vu, созданная Наото Фукасавой совместно с Magis. В её основе — стулья, столы и зеркала из алюминия, в которых форма и функция достигают редкого баланса.
Коллекция воплощает идею Super Normal — концепцию, разработанную Фукасавой и Джаспером Моррисоном, где ценится не новизна ради впечатления, а естественность и комфорт привычных форм. В основе Déjà-vu — образ классического деревянного табурета, переосмысленный с использованием экструдированного алюминиевого профиля. Благодаря этому предметы выглядят знакомыми и понятными, но при ближайшем рассмотрении раскрывают точность инженерного подхода и изящество исполнения.
На фото: высокие барные стулья Magis Déjà-vu, стулья Magis Déjà-vu и зеркало Magis Déjà-vu.
Déjà-vu универсальна: она уместна в жилых, общественных и офисных интерьерах, не требуя внимания, но создавая атмосферу спокойствия и завершённости. Это тот случай, когда сдержанность становится выражением мастерства.
Как однажды сказал японский модельер и парфюмер Иссэй Мияке: «Наото Фукасава — блестящий автор сказок, которые создают мечты, способные сбыться в любой момент».
На фото: Наото Фукасава с высоким табуретом Magis Déjà-vu.
На фото: настенные зеркала Magis Déjà-vu.
Гениальная простота So
Современный стул So — пример того, как несколько точных линий могут выразить суть формы. Его название говорит само за себя: «будь проще». Каждая деталь служит удобству и универсальности. Минимум элементов, максимум гармонии — именно так проявляется философия Фукасавы.
На фото: стул DePadova So. Каркас из массива ясеня и многослойной берёзы. Спинка и сиденье из пигментированной кожи чёрного цвета. Материалы делают его бесспорно элегантным, что позволит стильно обставить любую комнату в доме.
Tuscany — дизайн, выросший из ландшафта
«Существует не так много известных шезлонгов, только культовые модели от Имса и Ле Корбюзье. Обе имеют металлическую конструкцию, тогда как Molteni&C традиционно использует тёмное дерево и меньше металла, поэтому этот простой материал стал моей отправной точкой», — рассказывает Фукасава
Ещё один принципиальный момент — форма Tuscany подчинена телу человека. Она фиксирована и продумана для естественного отдыха. Дизайнер вспоминает:
«Я представлял, где будет стоять этот шезлонг — на пляже, у бассейна, у подножия гор или с видом на холмы Сиены. Это место для восстановления сил. Мы не можем думать об объекте вне среды, которая его окружает».
На фото: подголовник шезлонга Molteni&C Tuscany регулируется независимо от квадратных подушек, что позволяет точно настроить уровень комфорта. Модель представлена в двух вариантах исполнения. Первый сочетает эвкалиптовое дерево с акцентами из матовой латуни, создавая тёплую и утончённую палитру. Второй выполнен из светлого дуба Sunrise в сочетании с полированной нержавеющей сталью.
Форма Tuscany — результат точных расчётов и совместной работы дизайнера с отделом R&D Molteni&C. Гладкие, закруглённые ножки из массива дерева, соединённые H-образной рамой из сатинированной латуни, создают прочную и визуально лёгкую основу. Это предмет, где чувствуется дыхание материала, гармония пропорций и уважение к ремеслу — всё то, что делает работу Наото Фукасавы по-настоящему вневременной.
На фото: шезлонг Tuscany стал важным вкладом в каталог Molteni&C. В нём Фукасава интерпретирует итальянский пейзаж через призму японской эстетики.
Фукасава стал всемирно известен благодаря проектам, наполненным «тихой силой» — способностью отражать ожидания людей через простые формы. В своих работах он использует понятия «дизайн, растворяющийся в поведении», «нормальность», «контур» и «архетип», превращая их в основу собственной философии.
Дизайнер пришёл к выводу, что истинный импульс для создания предметов скрыт в бессознательном поведении человека. Эту идею он сформулировал как концепцию «Без мысли» (Without Thought). С 1999 года Фукасава проводит одноимённые семинары и регулярно публикует их результаты, исследуя взаимодействие человека, предмета и среды.
«Дизайн должен гармонизировать, создавая связи между людьми, окружающей средой и вещами. Когда предмет спроектирован хорошо, никто этого не замечает — всё происходит на подсознательном уровне. Но когда что-то неудобно, это ощущают сразу. Исправляя такие детали, мы делаем мир лучше», — говорит Наото Фукасава.
Теги: Диваны, Кресла, Столы, Журнальные столики, Стулья, Кровати, Зеркала, Садовая мебель, Столы и стулья, Книжные шкафы, Мебель для гостиной, Мебель для спальни, Современная мебель, шезлонги, мягкая мебель, Мебель для кухни, Дизайнерская мебель, Дизайнерские диваны, Барные стулья, Дизайнерские кресла, B&B, Мебель для столовой, Кожаные кресла, Кожаные кровати, Кровати с мягким изголовьем, Дизайнерские кровати, Molteni&C, Обеденные стулья, Дизайнерские стулья, Дизайнерские шкафы, Дизайнерские столы, Настенные зеркала, Дизайнерские зеркала, Круглые (овальные) столы, Magis, Напольные зеркала, Наото Фукасава, Naoto Fukasawa, DePadova




